Москва, Волгоградский проспект 47, офисы 114,118
(м. Текстильщики)
E-mail: centrcav@mail.ru
Телефоны:8 (499) 769-52-90
8 (499) 769-52-93
8 (495) 226-35-01
Москва, Волгоградский проспект 47, офисы 114,118
(м. Текстильщики)
E-mail: centrcav@mail.ru
Телефоны:8 (499) 769-52-90
8 (499) 769-52-93
8 (495) 226-35-01
Волынец Андрей Николаевич
Педагог-организатор,
кандидат военных наук
ПРИМЕНЕНИЕ ЛАЗЕРНОГО ТИРА В ШКОЛЕ
Знание законных норм и правил по использованию оружия, овладение навыками меткой стрельбы, занятия стрелковым спортом - хорошее средство формирования здорового образа жизни, подготовки молодежи к военной службе и патриотического воспитания. Результативное обучение стрелковым навыкам - это сложный, но всегда увлекательный процесс. Приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" утвержден предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" (базовый уровень), включающий, помимо прочего, элементы основ военной службы. Соответствующая примерная основная образовательная программа одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протоколом от 28 июня 2016 г. № 2/16-з. В результате изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на уровне среднего общего образования выпускник на базовом уровне научится:
описывать назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова;
выполнять неполную разборку и сборку автомата Калашникова для чистки и смазки;
описывать порядок хранения автомата;
различать составляющие патрона;
снаряжать магазин патронами;
выполнять меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб;
описывать явление выстрела и его практическое значение;
объяснять значение начальной скорости пули, траектории полета пули, пробивного и убойного действия пули при поражении противника;
объяснять влияние отдачи оружия на результат выстрела;
выбирать прицел и правильную точку прицеливания для стрельбы по неподвижным целям;
объяснять ошибки прицеливания по результатам стрельбы;
выполнять изготовку к стрельбе;
производить стрельбу;
24 февраля 2010 г вышел совместный приказ Министра обороны РФ и Министерства образования и науки РФ N 96/134 "Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы".
В соответствии с этим для средних школ разработан низкобюджетный мультимедийный тир-тренажер ЛСТ-2005 «ВИТЯЗЬ» для проведения занятий по стрелковой подготовке в рамках школьного курса основ военной службы. Это обусловливает необходимость рассмотреть отличительные особенности тренажера:
Простота в обращении, может быть установлен в обычном учебном классе.
Безопасность использования. Тренажер сертифицирован:
ГОСТ 28139-89 Оборудование школьное.
Возможность использовать имеющиеся массо-габаритные макеты автомата Калашникова, а также компьютеры и проекторы.
Возможность одновременной стрельбы несколькими учащимися.
Возможность отработки техники стрельбы по одиночным неподвижным и появляющимся мишеням на различных дистанциях в соответствии с армейским «Курсом стрельб», а также моделирования сложных мишенных обстановок с учетом времени суток, времени года, погодных условий, а также развитие навыков определения расстояния до цели.
Возможность для учащихся самим создавать стрелковые упражнения с помощью популярной анимационной технологии FLASH, использующей объектно-ориентированный язык программирования, что позволяет связать курс основ военной службы с курсом Информатики и далее с серьезным программированием.
Использование имеющихся массо-габаритных макетов автомата Калашникова не только для сборки-разборки, но и для стрельбы, позволит привить учащимся устойчивые навыки изготовки к стрельбе и производства выстрела - навыки, приобретение которых требует длительного времени, и которые надо привить до того, как молодой человек, придя на военную службу, получит доступ к боевому оружию.
Возможность организации в школе стрелкового кружка.
Задача воспитания у учащихся патриотизма и уважения к военной службе не может быть решена административными мерами. Она может быть решена только через стимулирование у учащихся интереса к предмету.
Организация и методика проведения занятий по огневой подготовке должны отвечать общим методическим требованиям, а также:
воспитывать у обучаемых осторожное и бережное отношение к оружию, добросовестное и сознательное выполнение требований правил безопасности при обращении с оружием и при проведении стрельб (в т.ч. при использовании Лазерного стрелкового тренажера «Витязь»);
на всех занятиях по огневой подготовке должны поддерживаться высокая дисциплина обучаемых и строгий контроль со стороны руководителя занятий за соблюдением установленных нормативными документами правил и мер безопасности. В ходе занятия и в перерывах руководитель должен принимать меры по обеспечению сохранности оружия;
практические занятия с оружием и учебные стрельбы проводятся, как правило, по действующим нормативам. По мере приобретения обучаемыми необходимых навыков условия выполнения нормативов и стрелковых упражнений могут усложняться. Усложнение производится путем:
сокращения времени на выполнение норматива, стрелкового упражнения
уменьшения размеров мишени или увеличения стрелковой дистанции
применением элементов состязательности
занятия должны начинаться и заканчиваться в строго установленное расписанием время, оптимальная продолжительность занятия - 1 учебный час.
Место проведения занятий по огневой подготовке: класс, тир или специально подготовленное помещение. Необходимым материальным обеспечением занятий являются: массо-габаритные макеты огнестрельного оружия (автомат Калашникова, пистолет Макарова, пистолет Ярыгина), секундомер, наглядные пособия, стрелковый тренажер, мишени. На практических занятиях с оружием необходимо иметь укомплектованную аптечку или санитарную сумку для оказания первой помощи.
Основным средством при обучении стрельбе и совершенствовании стрелковых навыков является стрелковый тренажер. Настоящие рекомендации выработаны применительно к использованию Лазерного стрелкового тренажера "Витязь" (ЛСТ -2005 "Витязь") или аналогичного ему.
Практические стрельбы из огнестрельного или пневматического оружия организуются и проводятся в тире или на стрельбище под руководством штатных инструкторов этих стрелковых объектов. Учебные или тренировочные стрельбы с использованием Лазерного стрелкового тренажера «Витязь» организуются и проводятся в любом помещении подходящих размеров с обязательным соблюдением всех мер безопасности, предусмотренных для стрельб, под руководством штатного или приглашенного преподавателя, назначенного директором школы.
Занятия по огневой подготовке проводятся методами рассказа, показа, беседы, упражнения (тренировки) и самостоятельной работы. Основными методами являются упражнение и самостоятельная работа. На одном занятии могут применяться несколько методов одновременно.
Выработка у обучаемых стрелковых умений и навыков, навыков безопасного обращения с оружием производится на групповых занятиях методом упражнения и только в присутствии преподавателя. Для эффективного использования учебного времени и учебно-материальных средств занятия организуются на двух - трех учебных местах, заранее продумываются действия обучаемых на каждом учебном месте и порядок их замены на учебных местах. Организационный план занятия и численность группы должны обеспечивать непрерывную учебную активность обучаемых.
На занятиях категорически запрещается допускать к обращению с оружием обучаемых не изучивших или не запомнивших меры безопасности при обращении с ним.
Обучение приемам стрельбы, начинается с образцового показа руководителем выполнения этих приемов в целом, затем - в медленном темпе по элементам. После этого показанный прием разучивается обучаемыми по элементам, затем - в целом. Простые для повторения приемы и действия допускается не разделять для обучения по элементам.
Выработка стрелковых навыков производится с использованием лазерного стрелкового тренажера "Витязь" одновременно с изучением приемов и правил стрельбы. Количество времени, предоставляемого каждому обучаемому для стрельбы с использованием тренажера, должно соответствовать среднему уровню физической натренированности в группе. Предел времени, после которого использование тренажера становится неэффективным, соответствует ситуации, при которой самоконтроль обучаемого за координацией движений в силу утомляемости снижается на столько, что демонстрируется устойчивое ухудшение результатов стрельбы. Обычно, для начинающего обучение стрельбе старшеклассника это время не превышает 3…5 минут. Для предоставления временного отдыха в пределах одного занятия обучаемые после работы с тренажером должны переходить на учебные места, где выполняемые действия не требуют высокой эмоциональной, волевой и физической нагрузки.
При неспособности обучаемого показать положительные результаты стрельбы, для формирования его умений условия стрелкового упражнения временно упрощаются (уменьшается дистанция, разрешается стрельба с упора и т.д.). Увеличение количества выстрелов для упрощения стрелкового упражнения не является методически обоснованным выбором! При достаточной стрелковой и методической квалификации преподавателя для отстающих обучаемых могут разрабатываться подготовительные стрелковые упражнения.
В начале или в конце занятия каждый обучаемый должен выполнить стрелковое упражнение на зачет. Результаты зачетной стрельбы должны быть зафиксированы в журнале и в дальнейшем использованы для демонстрации тенденций в развитии стрелковых качеств обучаемых и использования принципа состязательности.
Исходя из количества закупаемого лазерного оружия необходимо предусмотреть возможность моделирования в стрелковом упражнении соответствующего количества стрелковых линий, т.е. количества мишеней, отображаемых на экране, по которым можно стрелять одновременно из всех имеющихся единиц оружия. Этим обеспечивается максимальная пропускная способность лазерного тира. Однако при этом необходимо принимать во внимание ограничения точности мультимедийного лазерного тира.
Этим можно было бы ограничиться. Но как показывает практика использования лазерных тиров в школе, в каждом классе обязательно окажется несколько учащихся, проявивших способности к стрельбе, и желающих далее совершенствоваться в этом направлении за пределами программы НВП. Для таких стрелков можно организовать стрелковый кружок, и для этих целей лазерный тир должен иметь более сложные и интересные упражнения со сложной мишенной обстановкой, множественными движущимися и появляющимися мишенями, а также упражнения, позволяющие состязательные стрельбы между двумя стрелками одновременно.
Параметры использованного тренажера
ЛСТ-2005 использует в качестве учебного оружия пневматический пистолет Макарова (МР-654К) со встроенным лазером или ММГ АК с лазерным модулем на стволе. Такое учебное оружие сохраняет габариты, вес и баланс, а также ударно-спусковой механизм оригинального оружия, что обеспечивает хорошую (около 70%) переносимость на настоящее оружие навыков, полученных на тренажере. Оружие не имеете никаких проводов, лимитирующих движения стрелка, и «выстрел», как и в настоящем оружии, происходит от удара курка, что позволяет обучение правильной обработке спуска, а также производить выстрелы из любых изготовок и в движении.
Тренажер имеет набор тренировочных упражнений с различными типами мишеней. Упражнения учитывают критерии оценки качества выполнения (кучность, средняя точка попадания, скорость выполнения и т.п.), позволяющие отслеживать прогресс обучения.
Тренажер не требует специального помещения и может быть развернут в обычном учебном классе.
Для повышения мотивации стрелковые упражнения для детей должны быть адаптированы так, чтобы сделать занятия интересными. Например, введением игровых элементов. Методика работы на тренажере также должна учитывать ограниченные возможности ребенка к длительной концентрации внимания, а также фактор усталости при обращении с почти настоящим оружием. Для повышения интереса предмету и развития соревновательного духа, оказались полезными и популярными среди учащихся парные упражнения, где стрелки соревнуются друг против друга индивидуально или командно с определением и награждением победителей:
Очень важно с самого начала следить за дисциплиной обращения с учебным оружием. При отсутствии внимания со стороны преподавателя к вопросам безопасности, это может привести к укоренению вредных привычек.
Особо стоит сказать о полезности применения на занятиях по стрелковой подготовке так называемой ланкастерской системы взаимного обучения. Как правило, в классе оказываются 2-3 человека, имеющие способности и склонность к стрелковому спорту. Если эти ребята пользуются еще и уважением в классе - это готовые "сержанты и старшины", помощники преподавателя, которому трудно за учебный час уделить достаточно внимания каждому отдельному ученику:
Требования безопасности при проведении стрельб в тире.
Безопасность при проведении стрельб в тире обеспечивается твердым знанием и беспрекословным выполнением всеми участниками стрельб настоящих правил.
К проведению стрельб не допускаются:
- лица, не прошедшие инструктаж по мерам безопасности при обращении с оружием;
- лица в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также находящиеся под воздействием лекарственных препаратов, снижающих моторику, вызывающих сонливость;
- лица без средств защиты органов зрения и слуха;
- лица, не соблюдающие правил организации и проведения стрельб в тире.
При проведении стрельб запрещается:
брать в руки оружие, производить с ним какие-либо действия без разрешения руководителя стрельбы (инструктора), а также в случае, когда на мишенном поле находятся люди или животные;
направлять оружие, независимо от того, заряжено оно или нет, на людей или в сторону их вероятного появления, а также в сторону или тыл стрелковой галереи;
заряжать оружие, открывать огонь без команды руководителя стрельбы, вести огонь после команды «СТОЙ» («СТОП»);
оставлять заряженное оружие на огневом рубеже, или где бы то ни было, а также передавать его другим лицам;
вести стрельбу из неисправного оружия, неисправными или не предназначенными для данного оружия боеприпасами;
перекладывать заряженное оружие из руки в руку (если это не предусмотрено условиями упражнения); поправлять экипировку во время стрельбы;
Магазин, если он неотделим от оружия, снаряжается только на огневом рубеже. Магазины, отделяемые от оружия, могут снаряжаться до выхода на огневой рубеж, но при этом к оружию не присоединяются.
При возникновении отказа оружия, стрелок прекращает выполнение упражнения, ставит оружие на предохранитель и голосом информирует руководителя стрельбы. Оружие при этом должно быть направлено в сторону мишени. Устранение отказа оружия только по команде руководителя стрельбы.
Ведение огня прекращается по команде «СТОЙ» («СТОП») или самостоятельно в случае:
- возникновении пожара;
- появлении на мишенном поле людей или животных;
- потери ориентации стреляющим;
По команде «СТОЙ» («СТОП») – прекратить движение, повернуться лицом к мишени, поставить оружие на предохранитель, ждать последующей команды (на продолжение стрельбы либо на разряжание оружия). Оружие при этом должно быть направлено в сторону мишени.
Положение для стрельбы (стоя, с колена, лежа, сидя), а также мишень для поражения заранее оговаривается инструктором. Изменять положение для стрельбы и мишень - только по согласованию с инструктором.
Некоторый опыт применения лазерного тира
Для успешной работы с группой детей в электронном тире необходимо учитывать некоторые особенности и специфику детского коллектива обычной общеобразовательной школы, а не кадетских классов и, тем более, кадетского корпуса. Абсолютно не годится подход армейской дисциплины даже для старших классов.
При стандартной численности детей в классе (20-25 чел.) необходимо контролировать интерес и дисциплину в течение урока (45 мин.). Для этого нужно:
Профессионально подготовленный преподаватель, пользующийся авторитетом у детей.
Приобрести лазерный тир, который будет помогать в повышении и удержании интереса на должном уровне. Лазерный тир должен быть снабжен двумя единицами стрелкового оружия, желательно одинаковыми видами (например, пистолетом МР-654, или автоматом АК-74). Это обеспечит возможность соревновательной стрельбы – одного из самых любимых видов среди учащихся. Причем МР-654 предпочтительнее, т.к. имеет меньшую стоимость, но самое главное он подходит для всех возрастных групп, учащихся из-за малого веса, легок в обращении и хранении.
Подготовить 2 ММГ (макет АК-74, соответственно 2 стола и 2 плащ-палатки, чтобы накрыть столы.
Подготовить аудиторию. Целесообразно, окна в классе должны зашториваться, причем одно окно зашторивать не надо, т.к. в той части класса будет работать группа по разборке-сборке АК-74 (как вариант).
Учащихся необходимо разбить на 3-4 группы и сделать рабочие столы: одна группа стреляет, две другие разбирают-собирают АК-74. По прошествии определенного времени группы передвигаются по часовой стрелке, меняя рабочий стол. У малышей от 0 до 5 класса разборку-сборку АК я ничем не заменяю, иногда делю их на две команды, и они просто активно болеют за своих товарищей (по опыту Ю.И. Абрашина, заслуженного работника образования МО).
Стрельбы. Здесь особое внимание следует уделять соблюдению требований безопасности. Критерии требований безопасности только четыре:
не трогай оружие до команды
не крути пистолетом
аккуратно клади оружие
клади оружие на то же место
Грузить младшую школу требованиями безопасности должным образом нет смысла – у них пока не сформировано определенного чувства ответственности, которое мы и развиваем. Многие из малышей не могут физически взвести курок, в этом случае я позволяю помогать тому, у кого лучше получается стрелять и взводить курок, они и сами готовы это делать.
Результаты стрельб необходимо либо заносить в компьютер (например, в таблицу EXCEL), либо вручную в тетрадь. По опыту Ю.И. Абрашина: «Лучших стрелков каждого месяца я фотографирую и вывешиваю на информационный стенд школы. Но всех в одну возрастную кучу валить не надо, поэтому я делю учащихся на две группы – младшую (0-4 класс) и старшую (5-11 класс). Соответственно и фотографии на стенде для двух групп. 2 раза в год, в худшем случае один раз в год, я провожу школьные соревнования по стрельбе в электронном тире. Награждение всегда хорошее: грамоты, медали, и переходящий кубок (также всё для двух возрастных групп). Награждение проводится на линейке, которая в нашей школе проходит каждую неделю. Это популяризация».
«С некоторых тренировок, а после соревнований обязательно, я вывешиваю фотографии также на стенд школы, либо делаю фотогазету», практикует педагог Ю.И. Абрашин.
Для сохранения интереса необходимо чередовать упражнения стрельб, благо программы тира это позволяют сделать. Но начинать тренировку или занятия нужно все же с грудной мишени. Во второй половине занятий в зависимости от усталости или от возрастных особенностей нужно дать обязательно «поиграть», для чего лазерный тир имеет игровые стрелковые программы. Ю.И. Абрашин, при этом, применяет следующую методику «Старшим часто даю «играть» на отжимания – каждый отжимается разность от лучшего результата или делаю рейтинг игры и, в зависимости от занятого места, стрелки отжимаются с увеличением на 10 раз, т.е. первый не отжимается вовсе, второй – 10 раз, третий – 20 раз и т.д. Девочки отжимаются в 2 раза меньше, либо приседают».
В дуэльной стрельбе и практической стрельбе целесообразно применять вводные или менять задания: из положения сидя, лежа, из-под стола, в движении, с разворота, после выхватывания из кобуры или из-за пояса, после бега и т.п.
Темы занятий и учебные вопросы
Тема 1. Введение в курс занятий по темам огневой подготовки.
Метод: рассказ, беседа, самостоятельная работа.
Учебные вопросы: Предмет, цели, задачи, содержание огневой подготовки, требования к обучаемым. Правовые основы использования оружия в Российской Федерации.
Тема 2. Материальная часть стрелкового оружия.
Метод: рассказ, показ, самостоятельная работа.
Учебные вопросы: Устройство, тактико-технические характеристики автомата Калашникова. Устройство, тактико-технические характеристики 9мм пистолета Макарова.
Тема 3. Сведения из внутренней и внешней баллистики.
Метод: рассказ, показ, самостоятельная работа.
Учебные вопросы: Явление выстрела. Основные термины и понятия (траектория, точка прицеливания, точка попадания линия прицеливания и пр.). Явление рассеивания, определение средней точки попадания. Поправки в начальные установки для стрельбы. Точность и кучность стрельбы как показатели качества стрельбы.
Тема 4. Правила обращения с оружием.
Метод: рассказ, показ, упражнение.
Учебные вопросы: Меры безопасности при обращении с оружием и патронами. Команды, подаваемые на огневом рубеже и порядок действий по ним. Заряжание оружия. Прекращение стрельбы, разряжание и контрольный осмотр оружия. Порядок неполной разборки и сборки оружия. Выполнение нормативов по неполной разборке, сборке оружия, изготовке к стрельбе.
Тема 5. Приемы и правила стрельбы.
Метод: рассказ, показ, упражнение.
Учебные вопросы: Порядок действий и команды подаваемые на огневом рубеже. Принятие положения для стрельбы стоя, с колена, лежа. Выбор прицела и точки прицеливания, наведение оружия. Производство выстрела. Оценка результатов стрельбы, внесение поправок в точку прицеливания.
Тема 6. Выполнение упражнений учебных стрельб.
Метод: рассказ, беседа, упражнение, самостоятельная работа.
Учебные вопросы: Условия и порядок выполнения упражнений учебных стрельб. Тренировка в выполнении начального упражнения из автомата. Тренировка в выполнении 1 упражнения учебных стрельб из пистолета. Тренировка в выполнении спортивных стрелковых упражнений ПМ-1, АК-1, ВП-1, ВП-2.
Тема 7. Соревнования по стрельбе.
Метод: рассказ, беседа, упражнение, самостоятельная работа.
Учебные вопросы: Организация и порядок проведения соревнований по стрельбе. Подсчет очков и правила определения победителя. Правила поведения на соревнованиях
Выводы:
Лазерный стрелковый тренажер ЛСТ-2005 может быть полезен в учебных заведениях для повышения доступности, массовости и популяризации стрелкового спорта среди учащихся детского и юношеского возраста.
Тренажер может использоваться как в рамках программы ОБЖ/ОВС, так и факультативно в форме стрелкового кружка.
Регулярное использование оружия не только для сборки-разборки, но и для стрельбы при правильном контроле со стороны преподавателя гарантирует привитие навыков безопасного обращения с оружием, которые легко понять и запомнить, но которые работают только тогда, когда они вошли в привычку. А это достигается только постоянной и вдумчивой работой с оружием. Привитие навыков безопасного обращения с оружием является основной целью стрелковой подготовки в рамках школьного курса НВП-ОБЖ.
Занятия на стрелковом тренажере позволяют на раннем этапе обнаружить способности ребенка к стрелковому спорту, что создает основу для расширения базы пополнения Олимпийского резерва.
Часто способности к стрелковому спорту проявляются у детей, не проявляющих себя в других видах спорта. Стрелковый тренажер помогает таким учащимся поднять самооценку, повысить уверенность в себе и уважение со стороны сверстников.
Тренажер может использоваться для проведения межшкольных и межрайонных соревнований.
Список литературы:
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования".
Приказ Министра обороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 г N 96/134 "Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы».
Абрашин Ю.И. Методические рекомендации по эксплуатации винтовок и организации стрельб в помещениях, временно приспособленных под тир. М.: ИЗД-ВО, 2016,-33с.
Основы подготовки к военной службе.М.2013.